Как настроить ЧПУ: все что нужно знать об правильном URL для SEO

обновлено: 21.01.2020 1571751866
Александр Коваленко, CEO/founder агентства Advermedia.ua, опыт в SEO более 10 лет. Канал автора в телеграм: @seomnenie
0
22.10.2019

1 . Что такое URL и ЧПУ? Немного теории

Что такое URL адрес сайта

URL (англ. Uniform Resource Locator) – в дословном переводе – это унифицированный адрес ресурса. Если простыми словами это стандарт записи адресов всех документов (страницы сайтов, файлы) для сайтов. Сам стандарт был введен 1994 году (см. исходный документ RFC 1738 ) Тимом Бернерсом-Ли, который изобрел всемирную паутину. 

URL всегда начинается с сетевого протокола. Наиболее часто используемые протоколы, которые мы привыкли видеть- это HTTP ил HTTPS. Это протоколы передачи гипертекста (передача данных в виде текстовых сообщений).

Как выглядит URL:

При этом, к примеру Google Chrome, скрывает сетевой протокол, чтобы его увидеть, нужно 2 раза нажать на строке ввода адреса:

Есть множество других сетевых протоколов, например FTP (протокол передачи файлов). Если интересно, вот таблица всех сетевых протоколов, но, на них останавливаться мы не будем.

Общая структура URL-адреса:

где:

  • красным: сетевой протокол;
  • желтым: домен сайта;
  • зеленым: путь к странице, который включает в себя каталоги и подкаталоги.

Синтаксис:

URI = схема: [// домен] путь [? Запрос] [# фрагмент]

Что такое ЧПУ

Конечно, это НЕ числовое программное управление, которое можно встретить в выдаче Google, по запросу “что такое ЧПУ”.

В контексте разработки сайта и его оптимизации:

ЧПУ – это человекопонятный URL, также расшифровывается как семантический URL. Понятие из Рунета, англоязычная версия – Search Engine Friendly URL (SEF).

Это URL или путь, который состоит из понятных человеку слов, вместо различных знаков и идентификаторов, в результате он удобен для восприятия как пользователю, так и поисковой системе. 

Пример SEO URL адреса ЧПУ на нашем сайте:

Пример URL адреса без ЧПУ:

*таким бы мог быть адрес страницы без человекопонятного URL.

Важно отметить, что URL может содержать не только латинские буквы и некоторые символы, но и русские буквы, которые кодируются (percent‐encoding):

Пример URL адреса с русскими буквами:

Ключевое отличие таких адресов, что они имеют следующий вид после кодирования:

К примеру, если вы захотите скопировать и отправить ссылку коллеге – она будет иметь не очень презентабельный и понятный вид.

2. Преимущества и недостатки ЧПУ – 7:2

Прежде чем внедрять изменения на своем сайте – вам необходимо разобраться во всех аспектах, начать стоит с “”+”, но также стоит учитывать””-“” ЧПУ, они также есть.

Плюсы ЧПУ: Минусы ЧПУ:
Простые для восприятия пользователем; ЧПУ урлы могут увеличивать нагрузку на сервер;
Легко запомнить URL; Если у вас самописная или непопулярная CMS: при автоматическом формирование ЧПУ – необходимо писать модуль для траслитерации русских слов.
Исходя из  URL-адреса понятна тема контента страницы;
С помощью ЧПУ в URL можно вставлять ключевые запросы;
URL-адрес отображает путь по сайту = отображает структуру сайта;
Повышают кликабельность сниппета в результатах поиска
Положительно влияют на продвижение сайта (поисковые системы распознают ключевой запрос в URL-адресе).

Итого, счет 7 – 2. Заключение очевидно. Тем не менее, необходимо учитывать особенности сайта, его структуры и индекса в поисковых системах (если сайт уже работает).

3. Про значение ЧПУ для SEO

В вопросе влияния ЧПУ на продвижение сайта (использование ЧПУ для SEO) – мнения разделяются. Чтобы понимать причины, нужно разобраться в 2 базовых крайностях:

  • Многие веб-разработчики уверены, что структура URL и ЧПУ не обязательны (действительно уверены, или же, к сожалению, проще “запилить” сайт без ЧПУ);
  • Многие SEO-оптимизаторы, все еще “по старинке” могут заспамливать URL-сайта ключевиками.

Чтобы разобраться в вопросе мы разберем открытые инструкции и требования  Google и Яндекс для веб-мастеров.

Какие рекомендации выводит Google:

Итого:

  • Структура URL должна быть простой;
  • Должны быть настроены ЧПУ;
  • Необходимо использовать знаки пунктуации (использование дефисов “-“, вместо “_”.

Полную инструкцию Google, можно найти тут.

Какие рекомендации выводит Яндекс:

Итого:

  • Структура URL должна быть простой;
  • Должны быть настроены ЧПУ;

Полную инструкцию Яндекс, можно найти тут.

Поэтому, пренебрегать ЧПУ и корректной структурой URL адресов не стоит.

4. Настраиваем правильные ЧПУ

  • Максимальная длина URL-адреса

Как может выглядеть длинный URL:

Почему длина URL важна?

  1. Удобство для пользователя:
    – Длинный URL выходит далеко за рамки видимой области в строке адреса;
    – При копирование длинной ссылки – URL имеет габаритные размеры;
    – Длинный адрес страницы невозможно набрать вручную (или нужно очень захотеть);
  2. Влияние на SEO:
    – Удобство для посетителей сайта;
    – Улучшение поведенческих факторов, которые играют значительную роль в ранжирование;
    – Длинный URL может ранжироваться хуже чем короткий URL. Более того, Google рекомендует укорачивать адреса:

Ограничения в длине URL-адресов:

Короткий ответ: максимально до 2000 символов. Почему:

Веб-браузер Ограничения по длине URL
Internet Explorer 2048 символов
Google Chrome 64 000 символов, после этого значения URL-адрес перестает отображаться
Firefox 65 536 символов, в строке адреса больше не отображается URL-адрес в Windows Firefox 1.5.x. 

*тем не менее, работать могут URL-адреса свыше 100 000

Safari до 80 000 символов  URL будет работать 80 000, данных о более высокой длине URL нету 

Opera

до 190 000 символов  URL будет работать 190 000, данных о более высокой длине URL нету 

Оптимальная длина URL-адресов:

С точки зрения оптимизации сайта для эффективного ранжирования в поиске – оптимальная длина URL-адреса страницы составляет до 70-75 символов.

Страницы с большей длиной URL-адреса успешно индексируются (75-140 символов), тем не менее, это может создать затруднения в ранжирование сайта.

  • Ключевые слова в URL-адресе

В процессе оптимизации сайта ключевые слова могут быть интегрированы в ЧПУ сайта.

Это необходимые действия, которые подтверждены рекомендациями поисковых систем (Яндекс).

Тем не менее – это нужно сделать правильно:

  1. Используйте только те слова, которые раскрывают суть содержания страницы.
    Пример того, как не нужно делать:
    https://example.com/category/kupit-nedorogo-lychiy-v-mire-ruberoid
    При этом, если эта страница еще и является корневой категорией, урл подкатегорий будет следующий:
    https://example.com/category/kupit-nedorogo-lychiy-v-mire-ruberoid/-ruberoid-aquamast
    Пример правильного URL:
    https://example.com/category/ruberoid/aquamast
  2. Делайте короткие названия, учитывайте структуру всего URL-адреса. 
  3. Повторение ключевых слов. Не спамьте основным ключевым словом страницы в урл адресе:
    Пример того, как не нужно делать:
    https://example.com/category-ruberoid/ruberoid/ruberoid-aquamast
  • Какой разделитель выбрать “-” или”_”

Используйте дефис “-“.

Руководствуйтесь прямыми рекомендациями Google (применимо и для Яндекса):

URL-адреса, которые содержат разделители – нижние подчеркивания “-” также будут индексироваться, поисковые системы их отлично понимают.

Тем не менее, согласно заявлению Мэтта Катса еще в 2011 году, Google понимает нижнее подчеркивание как знак объединения. 

  • Какая должна быть структура URL сайта

Разберем несколько неаиболее распространенных примеров структуры для интернет магазина и сайта услуг:

Структура URL интернет-магазина:

Для категорий и подкатегорий:

Вариант 1 (дерево): Вариант 2 (параллельно):
Главная / [категория]

Главная / [категория] / [подраздел 1]

Главная / [категория] / [подраздел 1] / [подраздел 2]

Главная / [категория]

Главная / [подраздел 1]

Главная / [подраздел 2]

Для товаров:

Вариант 1 (дерево): Вариант 2 (параллельно):
Главная / [раздел] / [подраздел] / [товар] Главная / [раздел] / [products] / [товар]

*2-й уровень, через папку все товары

Структура URL для сайта услуг:

Вариант 1 (дерево): Вариант 2 (параллельно):
Главная / [услуги]

Главная / [услуги] / [услуга]

Главная / [услуги] / [раздел] / [услуга]

Главная / [услуги]

Главная / [услуги] / [услуга 1]

Главная / [услуги] / [услуга 2]

  • Чувствительность к регистру

Создавайте URL-адреса без заглавных букв в нижнем регистре. Дополнительно, настройке 301 редиректы с урлов, с заглавными буквами на урлы без них.

Относительно влияния регистра на SEO – его нету. В 2017 году представитель Google оставил комментарий по этому вопросу 

«Использование заглавных букв в структуре URL не может помочь нашим алгоритмам определить эмоции, которые присутствуют на странице сайта»

  • Хэштеги в URL

Поисковые системы не учитывают часть URL, которая идет после решетки “#”. Поэтому, хеши можно использовать для улучшения навигации.

Как правило, используются на:

  • страница статьей, для улучшения навигации по содержанию статьи;
  • на пунктах меню сайтов-одностраничников.

В других случаях, стоит ограничить использование “#”.

  • Латиница, кириллица или транслитерация

Поисковые системы распознают латиницу, кириллицу и транслитерацию равноценно.

Как выглядит URL-адрес с транслитерацией:

Как выглядит URL-адрес с переводом:

Как выглядит URL-адрес с кириллицей:

Для того, чтобы определить оптимальный формат, необходимо разобраться в особенностях каждого из них.

Транслитерация. Пример отображения данного формата в результатах поиска:

*Примечание: правильность транслитерации имеет низкое значение (к примеру, использовать букву “j” или “g”, при транслитерации слова)

Перевод. Пример отображения данного формата в результатах поиска:

Кириллица. Пример отображения данного формата в результатах поиска:

*Примечание: Нужно учитывать недостаток кодирования ссылки при копирование ссылки из браузера.

Стоит подчеркнуть, что хлебные крошки (для вариантов перевода и транслитерации) в сниппете результатов поиска можно перевести с помощью микроразметки, к примеру:

Страница:

Будет иметь такой вид:

Общие рекомендации:

При выборе оптимального варианта необходимо учитывать структуру сайта, сферу бизнеса, язык пользователей. В рунете в большей мере используется транслитерация и перевод.

  • Возможности CMS при настройке ЧПУ

В современных системах управления (WordPress, Opencart, Джумла и другие) нет проблемы с генерацией правильных URL адресов – включительно с транслитерацией. Поэтому, вопрос стоит исключительно в том, на какой CMS ваш сайт и какие у возможности есть у системы. 

Например, в CMS Вордпресс вы можете воспользоваться специальными плагинами Cyr-To-Lat и другими.

Если же ваш сайт самописный, вам нужно будет настроить ЧПУ на PHP.

5. Сервисы для транслитерации

Есть 3 способа транслитерации адресов:

  • вручную (допустимо, если у вас небольшой сайт)
  • автоматически с помощью функционала CMS
  • с помощью сервисов транслитерации.

Вы можете воспользоваться любым сервисом, их достаточно много. 

2 сервиса, которые помогут в решение этой задачи. Используйте любой. 

Сервис 1. Advego

Сервис 2. Транслит онлайн

6. Заключение

ЧПУ упрощают навигацию, улучшают кликабельность сниппетов, а также улучшают релевантность страницы. Используйте ЧПУ. 

5/5 - (1 vote)
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Завантаження...
Avatar photo
CEO/founder агентства Advermedia.ua, опыт в SEO более 10 лет. Канал автора в телеграм: @seomnenie

Новые материалы

Подписаться на телеграм канал СEO Advermedia Мнение SEO

Публикуем интересные материалы из блога и разбираем вопросы по SEO от подписчиков!

https://t.me/seomnenie Подписаться

Перезвоните мне




    «*» - поля обязательные для заполнения.