В данной статье вы найдете максимально полную и актуальную информацию по настройке ЧПУ (человеко понятных URL) сайта, с примерами, источниками, а также рекомендациями.
Содержание статьи:
1 . Что такое URL и ЧПУ? Немного теории
Что такое URL адрес сайта
URL (англ. Uniform Resource Locator) – в дословном переводе – это унифицированный адрес ресурса. Если простыми словами это стандарт записи адресов всех документов (страницы сайтов, файлы) для сайтов. Сам стандарт был введен 1994 году (см. исходный документ RFC 1738 ) Тимом Бернерсом-Ли, который изобрел всемирную паутину.
URL всегда начинается с сетевого протокола. Наиболее часто используемые протоколы, которые мы привыкли видеть- это HTTP ил HTTPS. Это протоколы передачи гипертекста (передача данных в виде текстовых сообщений).
Как выглядит URL:
При этом, к примеру Google Chrome, скрывает сетевой протокол, чтобы его увидеть, нужно 2 раза нажать на строке ввода адреса:
Есть множество других сетевых протоколов, например FTP (протокол передачи файлов). Если интересно, вот таблица всех сетевых протоколов, но, на них останавливаться мы не будем.
Общая структура URL-адреса:
где:
- красным: сетевой протокол;
- желтым: домен сайта;
- зеленым: путь к странице, который включает в себя каталоги и подкаталоги.
Синтаксис:
URI = схема: [// домен] путь [? Запрос] [# фрагмент]
Что такое ЧПУ
Конечно, это НЕ числовое программное управление, которое можно встретить в выдаче Google, по запросу “что такое ЧПУ”.
В контексте разработки сайта и его оптимизации:
ЧПУ – это человекопонятный URL, также расшифровывается как семантический URL. Понятие из Рунета, англоязычная версия – Search Engine Friendly URL (SEF).
Это URL или путь, который состоит из понятных человеку слов, вместо различных знаков и идентификаторов, в результате он удобен для восприятия как пользователю, так и поисковой системе.
Пример SEO URL адреса ЧПУ на нашем сайте:
Пример URL адреса без ЧПУ:
*таким бы мог быть адрес страницы без человекопонятного URL.
Важно отметить, что URL может содержать не только латинские буквы и некоторые символы, но и русские буквы, которые кодируются (percent‐encoding):
Пример URL адреса с русскими буквами:
Ключевое отличие таких адресов, что они имеют следующий вид после кодирования:
К примеру, если вы захотите скопировать и отправить ссылку коллеге – она будет иметь не очень презентабельный и понятный вид.
2. Преимущества и недостатки ЧПУ – 7:2
Прежде чем внедрять изменения на своем сайте – вам необходимо разобраться во всех аспектах, начать стоит с “”+”, но также стоит учитывать””-“” ЧПУ, они также есть.
Плюсы ЧПУ: | Минусы ЧПУ: |
Простые для восприятия пользователем; | ЧПУ урлы могут увеличивать нагрузку на сервер; |
Легко запомнить URL; | Если у вас самописная или непопулярная CMS: при автоматическом формирование ЧПУ – необходимо писать модуль для траслитерации русских слов. |
Исходя из URL-адреса понятна тема контента страницы; | – |
С помощью ЧПУ в URL можно вставлять ключевые запросы; | – |
URL-адрес отображает путь по сайту = отображает структуру сайта; | – |
Повышают кликабельность сниппета в результатах поиска | – |
Положительно влияют на продвижение сайта (поисковые системы распознают ключевой запрос в URL-адресе). | – |
Итого, счет 7 – 2. Заключение очевидно. Тем не менее, необходимо учитывать особенности сайта, его структуры и индекса в поисковых системах (если сайт уже работает).
3. Про значение ЧПУ для SEO
В вопросе влияния ЧПУ на продвижение сайта (использование ЧПУ для SEO) – мнения разделяются. Чтобы понимать причины, нужно разобраться в 2 базовых крайностях:
- Многие веб-разработчики уверены, что структура URL и ЧПУ не обязательны (действительно уверены, или же, к сожалению, проще “запилить” сайт без ЧПУ);
- Многие SEO-оптимизаторы, все еще “по старинке” могут заспамливать URL-сайта ключевиками.
Чтобы разобраться в вопросе мы разберем открытые инструкции и требования Google и Яндекс для веб-мастеров.
Какие рекомендации выводит Google:
Итого:
- Структура URL должна быть простой;
- Должны быть настроены ЧПУ;
- Необходимо использовать знаки пунктуации (использование дефисов “-“, вместо “_”.
Полную инструкцию Google, можно найти тут.
Какие рекомендации выводит Яндекс:
Итого:
- Структура URL должна быть простой;
- Должны быть настроены ЧПУ;
Полную инструкцию Яндекс, можно найти тут.
Поэтому, пренебрегать ЧПУ и корректной структурой URL адресов не стоит.
4. Настраиваем правильные ЧПУ
-
Максимальная длина URL-адреса
Как может выглядеть длинный URL:
Почему длина URL важна?
- Удобство для пользователя:
– Длинный URL выходит далеко за рамки видимой области в строке адреса;
– При копирование длинной ссылки – URL имеет габаритные размеры;
– Длинный адрес страницы невозможно набрать вручную (или нужно очень захотеть); - Влияние на SEO:
– Удобство для посетителей сайта;
– Улучшение поведенческих факторов, которые играют значительную роль в ранжирование;
– Длинный URL может ранжироваться хуже чем короткий URL. Более того, Google рекомендует укорачивать адреса:
Ограничения в длине URL-адресов:
Короткий ответ: максимально до 2000 символов. Почему:
Веб-браузер | Ограничения по длине URL |
Internet Explorer | 2048 символов |
Google Chrome | 64 000 символов, после этого значения URL-адрес перестает отображаться |
Firefox | 65 536 символов, в строке адреса больше не отображается URL-адрес в Windows Firefox 1.5.x.
*тем не менее, работать могут URL-адреса свыше 100 000 |
Safari | до 80 000 символов URL будет работать 80 000, данных о более высокой длине URL нету |
Opera |
до 190 000 символов URL будет работать 190 000, данных о более высокой длине URL нету |
Оптимальная длина URL-адресов:
С точки зрения оптимизации сайта для эффективного ранжирования в поиске – оптимальная длина URL-адреса страницы составляет до 70-75 символов.
Страницы с большей длиной URL-адреса успешно индексируются (75-140 символов), тем не менее, это может создать затруднения в ранжирование сайта.
-
Ключевые слова в URL-адресе
В процессе оптимизации сайта ключевые слова могут быть интегрированы в ЧПУ сайта.
Это необходимые действия, которые подтверждены рекомендациями поисковых систем (Яндекс).
Тем не менее – это нужно сделать правильно:
- Используйте только те слова, которые раскрывают суть содержания страницы.
Пример того, как не нужно делать:
https://example.com/category/kupit-nedorogo-lychiy-v-mire-ruberoid
При этом, если эта страница еще и является корневой категорией, урл подкатегорий будет следующий:
https://example.com/category/kupit-nedorogo-lychiy-v-mire-ruberoid/-ruberoid-aquamast
Пример правильного URL:
https://example.com/category/ruberoid/aquamast - Делайте короткие названия, учитывайте структуру всего URL-адреса.
- Повторение ключевых слов. Не спамьте основным ключевым словом страницы в урл адресе:
Пример того, как не нужно делать:
https://example.com/category-ruberoid/ruberoid/ruberoid-aquamast
-
Какой разделитель выбрать “-” или”_”
Используйте дефис “-“.
Руководствуйтесь прямыми рекомендациями Google (применимо и для Яндекса):
URL-адреса, которые содержат разделители – нижние подчеркивания “-” также будут индексироваться, поисковые системы их отлично понимают.
Тем не менее, согласно заявлению Мэтта Катса еще в 2011 году, Google понимает нижнее подчеркивание как знак объединения.
-
Какая должна быть структура URL сайта
Разберем несколько неаиболее распространенных примеров структуры для интернет магазина и сайта услуг:
Структура URL интернет-магазина:
Для категорий и подкатегорий:
Вариант 1 (дерево): | Вариант 2 (параллельно): |
Главная / [категория]
Главная / [категория] / [подраздел 1] Главная / [категория] / [подраздел 1] / [подраздел 2] |
Главная / [категория]
Главная / [подраздел 1] Главная / [подраздел 2] |
Для товаров:
Вариант 1 (дерево): | Вариант 2 (параллельно): |
Главная / [раздел] / [подраздел] / [товар] | Главная / [раздел] / [products] / [товар]
*2-й уровень, через папку все товары |
Структура URL для сайта услуг:
Вариант 1 (дерево): | Вариант 2 (параллельно): |
Главная / [услуги]
Главная / [услуги] / [услуга] Главная / [услуги] / [раздел] / [услуга] |
Главная / [услуги]
Главная / [услуги] / [услуга 1] Главная / [услуги] / [услуга 2] |
-
Чувствительность к регистру
Создавайте URL-адреса без заглавных букв в нижнем регистре. Дополнительно, настройке 301 редиректы с урлов, с заглавными буквами на урлы без них.
Относительно влияния регистра на SEO – его нету. В 2017 году представитель Google оставил комментарий по этому вопросу
«Использование заглавных букв в структуре URL не может помочь нашим алгоритмам определить эмоции, которые присутствуют на странице сайта»
-
Хэштеги в URL
Поисковые системы не учитывают часть URL, которая идет после решетки “#”. Поэтому, хеши можно использовать для улучшения навигации.
Как правило, используются на:
- страница статьей, для улучшения навигации по содержанию статьи;
- на пунктах меню сайтов-одностраничников.
В других случаях, стоит ограничить использование “#”.
-
Латиница, кириллица или транслитерация
Поисковые системы распознают латиницу, кириллицу и транслитерацию равноценно.
Как выглядит URL-адрес с транслитерацией:
Как выглядит URL-адрес с переводом:
Как выглядит URL-адрес с кириллицей:
Для того, чтобы определить оптимальный формат, необходимо разобраться в особенностях каждого из них.
Транслитерация. Пример отображения данного формата в результатах поиска:
*Примечание: правильность транслитерации имеет низкое значение (к примеру, использовать букву “j” или “g”, при транслитерации слова)
Перевод. Пример отображения данного формата в результатах поиска:
Кириллица. Пример отображения данного формата в результатах поиска:
*Примечание: Нужно учитывать недостаток кодирования ссылки при копирование ссылки из браузера.
Стоит подчеркнуть, что хлебные крошки (для вариантов перевода и транслитерации) в сниппете результатов поиска можно перевести с помощью микроразметки, к примеру:
Страница:
Будет иметь такой вид:
Общие рекомендации:
При выборе оптимального варианта необходимо учитывать структуру сайта, сферу бизнеса, язык пользователей. В рунете в большей мере используется транслитерация и перевод.
-
Возможности CMS при настройке ЧПУ
В современных системах управления (WordPress, Opencart, Джумла и другие) нет проблемы с генерацией правильных URL адресов – включительно с транслитерацией. Поэтому, вопрос стоит исключительно в том, на какой CMS ваш сайт и какие у возможности есть у системы.
Например, в CMS Вордпресс вы можете воспользоваться специальными плагинами Cyr-To-Lat и другими.
Если же ваш сайт самописный, вам нужно будет настроить ЧПУ на PHP.
5. Сервисы для транслитерации
Есть 3 способа транслитерации адресов:
- вручную (допустимо, если у вас небольшой сайт)
- автоматически с помощью функционала CMS
- с помощью сервисов транслитерации.
Вы можете воспользоваться любым сервисом, их достаточно много.
2 сервиса, которые помогут в решение этой задачи. Используйте любой.
Сервис 1. Advego
Сервис 2. Транслит онлайн
6. Заключение
ЧПУ упрощают навигацию, улучшают кликабельность сниппетов, а также улучшают релевантность страницы. Используйте ЧПУ.