//

Как настроить ЧПУ: все что нужно знать об правильном URL для SEO

Как настроить ЧПУ: все что нужно знать об правильном URL для SEO

обновлено: 24.10.2019
Александр Коваленко, CEO/founder агентства Advermedia.ua, опыт в SEO более 10 лет. Телеграм: @profseoua
0
22.10.2019

1 . Что такое URL и ЧПУ? Немного теории

Что такое URL адрес сайта

URL (англ. Uniform Resource Locator) – в дословном переводе – это унифицированный адрес ресурса. Если простыми словами это стандарт записи адресов всех документов (страницы сайтов, файлы) для сайтов. Сам стандарт был введен 1994 году (см. исходный документ RFC 1738 ) Тимом Бернерсом-Ли, который изобрел всемирную паутину. 

URL всегда начинается с сетевого протокола. Наиболее часто используемые из них, п которыми мы видим сайты – это HTTP ил HTTPS. Это протоколы передачи гипертекста (передача данных в виде текстовых сообщений).

Как выглядит URL:
Как настроить ЧПУ: все что нужно знать об правильном URL для SEO

При этом, к примеру Google Chrome, скрывает сетевой протокол, чтобы его увидеть, нужно 2 раза нажать на строке ввода адреса:
Как настроить ЧПУ: все что нужно знать об правильном URL для SEO

Есть множество других сетевых протоколов, например FTP (протокол передачи файлов). Если интересно, вот таблица всех сетевых протоколов, но, на них останавливаться мы не будем.

Общая структура URL-адреса:
Как настроить ЧПУ: все что нужно знать об правильном URL для SEO

где:

  • красным: сетевой протокол;
  • желтым: домен сайта;
  • зеленым: путь к странице, который включает в себя каталоги и подкаталоги.

Синтаксис:

URI = схема: [// домен] путь [? Запрос] [# фрагмент]

Что такое ЧПУ

Конечно, это НЕ числовое программное управление, которое можно встретить в выдаче Google, по запросу “что такое ЧПУ”.
Как настроить ЧПУ: все что нужно знать об правильном URL для SEO

В контексте разработки сайта и его оптимизации:

ЧПУ – это человекопонятный URL, также расшифровывается как семантический URL. Понятие из Рунета, англоязычная версия – Search Engine Friendly URL (SEF).

Это URL или путь, который состоит из понятных человеку слов, вместо различных знаков и идентификаторов, в результате он удобен для восприятия как пользователю, так и поисковой системе. 

Пример SEO URL адреса ЧПУ на нашем сайте:
Как настроить ЧПУ: все что нужно знать об правильном URL для SEO

Пример URL адреса без ЧПУ:
Как настроить ЧПУ: все что нужно знать об правильном URL для SEO

*таким бы мог быть адрес страницы без человекопонятного URL.

Важно отметить, что URL может содержать не только латинские буквы и некоторые символы, но и русские буквы, которые кодируются (percent‐encoding):

Пример URL адреса с русскими буквами:
Как настроить ЧПУ: все что нужно знать об правильном URL для SEO

Ключевое отличие таких адресов, что они имеют следующий вид после кодирования:

Как настроить ЧПУ: все что нужно знать об правильном URL для SEO

К примеру, если вы захотите скопировать и отправить ссылку коллеге – она будет иметь не очень презентабельный и понятный вид.

2. Преимущества и недостатки ЧПУ – 7:2

Прежде чем внедрять изменения на своем сайте – вам необходимо разобраться во всех аспектах, начать стоит с “”+”, но также стоит учитывать””-“” ЧПУ, они также есть.

Плюсы ЧПУ:Минусы ЧПУ:
Простые для восприятия пользователем;ЧПУ урлы могут увеличивать нагрузку на сервер;
Легко запомнить URL;Если у вас самописная или непопулярная CMS: при автоматическом формирование ЧПУ – необходимо писать модуль для траслитерации русских слов.
Исходя из  URL-адреса понятна тема контента страницы;
С помощью ЧПУ в URL можно вставлять ключевые запросы;
URL-адрес отображает путь по сайту = отображает структуру сайта;
Повышают кликабельность сниппета в результатах поиска
Положительно влияют на продвижение сайта (поисковые системы распознают ключевой запрос в URL-адресе).

Итого, счет 7 – 2. Заключение очевидно. Тем не менее, необходимо учитывать особенности сайта, его структуры и индекса в поисковых системах (если сайт уже работает).

3. Про значение ЧПУ для SEO

В вопросе влияния ЧПУ на продвижение сайта (использование ЧПУ для SEO) – мнения разделяются. Чтобы понимать причины, нужно разобраться в 2 базовых крайностях:

  • Многие веб-разработчики уверены, что структура URL и ЧПУ не обязательны (действительно уверены, или же, к сожалению, проще “запилить” сайт без ЧПУ);
  • Многие SEO-оптимизаторы, все еще “по старинке” могут заспамливать URL-сайта ключевиками.

Чтобы разобраться в вопросе мы разберем открытые инструкции и требования  Google и Яндекс для веб-мастеров.

Какие рекомендации выводит Google:
Как настроить ЧПУ: все что нужно знать об правильном URL для SEO

Итого:

  • Структура URL должна быть простой;
  • Должны быть настроены ЧПУ;
  • Необходимо использовать знаки пунктуации (использование дефисов “-“, вместо “_”.

Полную инструкцию Google, можно найти тут.

Какие рекомендации выводит Яндекс:
Как настроить ЧПУ: все что нужно знать об правильном URL для SEO

Итого:

  • Структура URL должна быть простой;
  • Должны быть настроены ЧПУ;

Полную инструкцию Яндекс, можно найти тут.

Поэтому, пренебрегать ЧПУ и корректной структурой URL адресов не стоит.

4. Настраиваем правильные ЧПУ

  • Максимальная длина URL-адреса

Как может выглядеть длинный URL:
Как настроить ЧПУ: все что нужно знать об правильном URL для SEO

Почему длина URL важна?

  1. Удобство для пользователя:
    – Длинный URL выходит далеко за рамки видимой области в строке адреса;
    – При копирование длинной ссылки – URL имеет габаритные размеры;
    – Длинный адрес страницы невозможно набрать вручную (или нужно очень захотеть);
  2. Влияние на SEO:
    – Удобство для посетителей сайта;
    – Улучшение поведенческих факторов, которые играют значительную роль в ранжирование;
    – Длинный URL может ранжироваться хуже чем короткий URL. Более того, Google рекомендует укорачивать адреса:

Как настроить ЧПУ: все что нужно знать об правильном URL для SEO

Ограничения в длине URL-адресов:

Короткий ответ: максимально до 2000 символов. Почему:

Веб-браузерОграничения по длине URL
Internet Explorer2048 символов
Google Chrome64 000 символов, после этого значения URL-адрес перестает отображаться
Firefox65 536 символов, в строке адреса больше не отображается URL-адрес в Windows Firefox 1.5.x. 

*тем не менее, работать могут URL-адреса свыше 100 000

Safariдо 80 000 символов  URL будет работать 80 000, данных о более высокой длине URL нету 

Opera

до 190 000 символов  URL будет работать 190 000, данных о более высокой длине URL нету 

Оптимальная длина URL-адресов:

С точки зрения оптимизации сайта для эффективного ранжирования в поиске – оптимальная длина URL-адреса страницы составляет до 70-75 символов.

Страницы с большей длиной URL-адреса успешно индексируются (75-140 символов), тем не менее, это может создать затруднения в ранжирование сайта.

  • Ключевые слова в URL-адресе

В процессе оптимизации сайта ключевые слова могут быть интегрированы в ЧПУ сайта.

Это необходимые действия, которые подтверждены рекомендациями поисковых систем (Яндекс).
Как настроить ЧПУ: все что нужно знать об правильном URL для SEO

Тем не менее – это нужно сделать правильно:

  1. Используйте только те слова, которые раскрывают суть содержания страницы.
    Пример того, как не нужно делать:
    https://example.com/category/kupit-nedorogo-lychiy-v-mire-ruberoid
    При этом, если эта страница еще и является корневой категорией, урл подкатегорий будет следующий:
    https://example.com/category/kupit-nedorogo-lychiy-v-mire-ruberoid/-ruberoid-aquamast
    Пример правильного URL:
    https://example.com/category/ruberoid/aquamast
  2. Делайте короткие названия, учитывайте структуру всего URL-адреса. 
  3. Повторение ключевых слов. Не спамьте основным ключевым словом страницы в урл адресе:
    Пример того, как не нужно делать:
    https://example.com/category-ruberoid/ruberoid/ruberoid-aquamast
  • Какой разделитель выбрать “-” или”_”

Используйте дефис “-“.

Руководствуйтесь прямыми рекомендациями Google (применимо и для Яндекса):
Как настроить ЧПУ: все что нужно знать об правильном URL для SEO

URL-адреса, которые содержат разделители – нижние подчеркивания “-” также будут индексироваться, поисковые системы их отлично понимают.

Тем не менее, согласно заявлению Мэтта Катса еще в 2011 году, Google понимает нижнее подчеркивание как знак объединения. 

  • Какая должна быть структура URL сайта

Разберем несколько неаиболее распространенных примеров структуры для интернет магазина и сайта услуг:

Структура URL интернет-магазина:

Для категорий и подкатегорий:

Вариант 1 (дерево):Вариант 2 (параллельно):
Главная / [категория]

Главная / [категория] / [подраздел 1]

Главная / [категория] / [подраздел 1] / [подраздел 2]

Главная / [категория]

Главная / [подраздел 1]

Главная / [подраздел 2]

Для товаров:

Вариант 1 (дерево):Вариант 2 (параллельно):
Главная / [раздел] / [подраздел] / [товар]Главная / [раздел] / [products] / [товар]

*2-й уровень, через папку все товары

Структура URL для сайта услуг:

Вариант 1 (дерево):Вариант 2 (параллельно):
Главная / [услуги]

Главная / [услуги] / [услуга]

Главная / [услуги] / [раздел] / [услуга]

Главная / [услуги]

Главная / [услуги] / [услуга 1]

Главная / [услуги] / [услуга 2]

  • Чувствительность к регистру

Создавайте URL-адреса без заглавных букв в нижнем регистре. Дополнительно, настройке 301 редиректы с урлов, с заглавными буквами на урлы без них.

Относительно влияния регистра на SEO – его нету. В 2017 году представитель Google оставил комментарий по этому вопросу 

«Использование заглавных букв в структуре URL не может помочь нашим алгоритмам определить эмоции, которые присутствуют на странице сайта»

  • Хэштеги в URL

Поисковые системы не учитывают часть URL, которая идет после решетки “#”. Поэтому, хеши можно использовать для улучшения навигации.

Как правило, используются на:

  • страница статьей, для улучшения навигации по содержанию статьи;
  • на пунктах меню сайтов-одностраничников.

В других случаях, стоит ограничить использование “#”.

  • Латиница, кириллица или транслитерация

Поисковые системы распознают латиницу, кириллицу и транслитерацию равноценно.

Как выглядит URL-адрес с транслитерацией:
Как настроить ЧПУ: все что нужно знать об правильном URL для SEO

Как выглядит URL-адрес с переводом:
Как настроить ЧПУ: все что нужно знать об правильном URL для SEO

Как выглядит URL-адрес с кириллицей:
Как настроить ЧПУ: все что нужно знать об правильном URL для SEO

Для того, чтобы определить оптимальный формат, необходимо разобраться в особенностях каждого из них.

Транслитерация. Пример отображения данного формата в результатах поиска:
Как настроить ЧПУ: все что нужно знать об правильном URL для SEO

*Примечание: правильность транслитерации имеет низкое значение (к примеру, использовать букву “j” или “g”, при транслитерации слова)

Перевод. Пример отображения данного формата в результатах поиска:
Как настроить ЧПУ: все что нужно знать об правильном URL для SEO

Кириллица. Пример отображения данного формата в результатах поиска:
Как настроить ЧПУ: все что нужно знать об правильном URL для SEO

*Примечание: Нужно учитывать недостаток кодирования ссылки при копирование ссылки из браузера.

Стоит подчеркнуть, что хлебные крошки (для вариантов перевода и транслитерации) в сниппете результатов поиска можно перевести с помощью микроразметки, к примеру:

Страница:
Как настроить ЧПУ: все что нужно знать об правильном URL для SEO

Будет иметь такой вид:
Как настроить ЧПУ: все что нужно знать об правильном URL для SEO

Общие рекомендации:

При выборе оптимального варианта необходимо учитывать структуру сайта, сферу бизнеса, язык пользователей. В рунете в большей мере используется транслитерация и перевод.

  • Возможности CMS при настройке ЧПУ

В современных системах управления (WordPress, Opencart, Джумла и другие) нет проблемы с генерацией правильных URL адресов – включительно с транслитерацией. Поэтому, вопрос стоит исключительно в том, на какой CMS ваш сайт и какие у возможности есть у системы. 

Например, в CMS Вордпресс вы можете воспользоваться специальными плагинами Cyr-To-Lat и другими.

Если же ваш сайт самописный, вам нужно будет настроить ЧПУ на PHP.

5. Сервисы для транслитерации

Есть 3 способа транслитерации адресов:

  • вручную (допустимо, если у вас небольшой сайт)
  • автоматически с помощью функционала CMS
  • с помощью сервисов транслитерации.

Вы можете воспользоваться любым сервисом, их достаточно много. 

2 сервиса, которые помогут в решение этой задачи. Используйте любой. 

Сервис 1. Advego
Как настроить ЧПУ: все что нужно знать об правильном URL для SEO

Сервис 2. Транслит онлайн
Как настроить ЧПУ: все что нужно знать об правильном URL для SEO

6. Заключение

ЧПУ упрощают навигацию, улучшают кликабельность сниппетов, а также улучшают релевантность страницы. Используйте ЧПУ. 

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
CEO/founder агентства Advermedia.ua, опыт в SEO более 10 лет. Телеграм: @profseoua